что мы будем изучать

В 5 классе мы будем работать по учебнику, иллюстрацию которого вы видите. Это академический  школьный учебник в 2 частях, авторами которого являются Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын.
Информация об авторах:
Рыбченкова Лидия Марковна является заведующей редакцией русского языка в издательстве «Просвещение» и по совместительству начальником отдела гуманитарного образования Минобразования России.
Будучи заслуженным учителем РФ, Рыбченкова Л.М. известна каждому ученику и учителю своими книгами, ведь она является соавтором учебников по русскому языку, предназначенных для учеников 10-11 классов, автором сборника материалов для подготовки к экзаменам по русскому языку для учеников 9-х классов.
В школьных учебниках, предназначенных для учеников 10-11 классов, основное внимание автора уделяется структуре и стилистическим особенностям текста, а также систематизации важнейших сведений по пунктуации  орфографии в виде обобщающих упражнений. Разработанная Рыбченковой система упражнений помогает ученикам легко анализировать фрагменты произведений литературы и использовать словообразовательные средства для дальнейшего изучения художественного образа.
Рыбченкова Лидия Марковна также является организатором проведения всероссийской олимпиады по русскому языку.

Александрова Ольга Макаровна. Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Глазков Алексей Владимирович. Заведующий кафедрой русского языка и методики Филологического факультета Московского гуманитарного педагогического института; кандидат филологических наук, профессор; известный специалист в области орфографии и фонетики русского языка, член жюри Всероссийской олимпиады по русскому языку, а также крупный специалист в области теории языка, лингвистического анализа поэтического текста.
Лисицын Алексей Геннадьевич. Кандидат филологических наук, доцент.

Содержание учебного предмета «Русский язык» 5 класс
Введение. Язык – важнейшее средство общения (7 ч.)
Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (17 ч.)
Буква и звук. Алфавит. Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Устный рассказ по картине.
Морфемика. Словообразование. Орфография. (14 ч.)
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова.  Приставки. Суффиксы. Сложные слова.
Лексикология. (40 ч.)
Лексическое значение слова. Устная и письменная речь . Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Понятие о чередовании. Буквы Е//И в корнях с чередованием. Буквы А//О в корнях с чередованием. Суффиксы -чик-//-щик-. Буквы И//Ы после приставок на согласные. Особенности написания приставок на З//С. Фразеологизмы. Крылатые слова. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.
Морфология. (58 ч.)
Части речи.
 Имя существительное. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. НЕ с именами существительными.
Имя прилагательное. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. НЕ с именами прилагательными.
Имя числительное.
Местоимение. Глагол. Инфинитив. Время глагола Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие. Служебные части речи.
Средства связи предложений в тексте.
Синтаксис и пунктуация (39 ч.)
Что изучает синтаксис? Словосочетание. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Прямая речь. Сложное предложение.
Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. Эмоции и их отражение в предложении. Как писать отзыв. Вопросный план текста.
Что должны знать и уметь:
–  по  фонетике  и  графике:  производить  фонетический  разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
–  по  орфоэпии:  правильно  произносить  употребительные  слова  изученных  частей  речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение  слова  с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
–  по  морфемике:  выделять  морфемы  на  основе  словообразовательного  анализа  слова; выделять  основу  слова;  производить  морфемный  разбор;  производить  словообразовательный разбор;
–  по  морфологии:  различать  части  речи  по  наличию  у  слова  определённых морфологических  признаков;  указывать  морфологические  признаки  и  функцию  в  предложении изученных  частей  речи;  уметь  образовывать  формы  изученных  частей  речи;  производить морфологический разбор изученных частей речи;
–  по синтаксису:  выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого  слова;  определять  вид  предложения  по  цели  высказывания,  интонации;  определять грамматическую  основу  предложения;  определять  вид  предложения  по  количеству грамматических  основ;  определять  вид  предложения  по  наличию/отсутствию  второстепенных членов  предложения;  определять  однородные  члены;  определять  вводные  слова  и  обращения
(данное  умение  не  является  обязательным,  т.к.  материал  вводился  ознакомительно);  различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
–  по орфографии:  находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать  слова  с изученными  орфограммами;  обосновывать  выбор  написания;  находить  и исправлять  орфографические  ошибки;  правильно  писать  изученные  в  5-м  классе  слова  с непроверяемыми написаниями;
–  по пунктуации:  находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно  оформлять  предложения  изученных  типов  и  текст  в  соответствии  с  изученными пунктуационными  правилами; обосновывать  место  и  выбор  знака  препинания;  находить  и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
–  по  связной  речи,  чтению  и  работе  с  информацией:  читать  учебно-научный  текст изучающим  чтением;  владеть  отдельными  приёмами  ознакомительного  чтения  учебно-научного текста;  выделять  в  учебно-научном  тексте  ключевые  слова,  составлять  план;  определять  тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст  подробно  и  сжато;  понимать  основные  отличия  текстов-описаний,  повествований, рассуждений,  писать  тексты  этих типов;  определять  стиль  текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные  особенности  частей  речи  (синонимию,  многозначность,  антонимию),  синтаксических
конструкций;  последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Удачи в изучении русского языка!

Комментариев нет:

Отправить комментарий