РРЯ

4 четверть
Готовимся к итоговой контрольной работе (12.04)

1. Создателями славянской письменности являются:

А.  Братья Касимовы.       Б. Братья Гримм.       В. Братья Кирилл и Мефодий.

2. Откуда пришла письменность на Русь?

А. Из Византии.    Б. Из Греции.      В. Из Египта.

3. Как называется искусство красивого письма?

А. Каллиграфия.       Б. Орфография.         В. Кириллица.

4. Укажите языки, которые являются родственными русскому языку:

А. Украинский, татарский.    Б. Украинский, словенский.     В. Украинский, белорусский.

5. Русский язык относится к:

А. Индоевропейской семье, восточнославянской группе.

Б. Индоевропейской семье, западнославянской группе.

В. Индоевропейской семье, южнославянской группе.

6. Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?

А. Словарь синонимов.    Б. Орфографический.      В. Фразеологический словарь.

7. Расставьте ударения в словах: банты, балованный, свекла, начала,  каталог, красивее, жалюзи, договор.

8. Расставьте ударение в словах: баловать, красивее, облегчить, создал, столяр, хвоя, щавель, сорвала.

9.Спишите. Исправьте речевые ошибки. 
А. К весне зелень зазеленела.   Б. У Юры жил молодой котёнок.     В. Ваши замечания я прослушал. 

10. Спишите. Исправьте речевые ошибки. 
А. Сегодня состоялась первая премьера фильма.          Б. В детском саду много маленьких малышей.                         В. На крыше висели ледяные сосульки.

11. К представленным существительным подберите эпитеты, которые часто встречаются в русских народных сказках:

А. Лес.    Б. Молодец.    В. Конь.   Г. Стрела.

12. К представленным существительным подберите эпитеты, которые часто встречаются в русских народных сказках:

А. Девица.    Б. Свет.    В. Море.   Г. Батюшка.

13. Выделите в словах суффиксы субъективной оценки:

Девчушка, носик, котяра, миленький, ножище, дороженька, берёзонька, лебёдушка.

14. Выделите в словах суффиксы субъективной оценки:

Малышок, глазик, котяра, маленький, топорище, дороженька, берёзонька, женушка.

15. Напишите названия 5 самых старинных, по вашему мнению, городов России.

16. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: волки, блюда, ночи, штаны, каникулы, мандарины, ботинки, кольца.

17.Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: сосны, тарелки, очки, платья, блюдца, ножницы, апельсины, носки.

18. Укажите, к какому стилю относится текст, впишите ответы в цепочку:

А. -    , Б. -     , В. -     , Г. -     , Д. -        .

А. «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи. В данном разделе можно узнать, какие согласные являются звонкими, а какие – глухими».

1. Художественный.    2. Научный.     3. Разговорный.      4. Публицистический.

5. Официально-деловой.

Б.  «Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Н. Гоголь)

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

В. - Привет! Как дела?

    - Нормально. А у тебя?

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

Г. «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №35 с УИОП» г. Воркуты».

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

Д. «Однако многие из нас забывают о том, что лес - живой организм; мы бездумно распоряжаемся его ресурсами, оставляем после себя горы мусора, забываем тушить костры после пикников. Такое поведение пагубно сказывается на жизни леса. Люди, любите лес, берегите его красоту: наше благополучие во многом зависит от его здоровья!»

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

19. Укажите, к какому стилю относится текст, впишите ответы в цепочку:

А. -    , Б. -     , В. -     , Г. -     , Д. -        .

А.  25 ноября в 14.00 на спортивной площадке школы состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

15 ноября 2018 года                                                Учитель физкультуры Петров Н.И.

 1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

Б. «Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу». (Л.Н.Толстой)

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

В. «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

Г.  «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой.

Д. «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».

1. Художественный.    2. Научный.      3. Разговорный.    4. Публицистический

5. Официально-деловой

20. Прочитайте текст, выполните задания.

В октябре пустуют леса и поля. Ветер свистит в жёсткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер — листобой!

А. Озаглавьте текст.

Б. Определите тему текста.

В. Определите основную мысль.

Г. Укажите тип (повествование, описание, рассуждение).

21. Прочитайте текст, выполните задания.

А вот жителям лесов и полей в октябре достаётся! Хомяки, полевые мыши в норках зёрна на зиму запасают. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись. Горностаи, ласки, зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые маскировочные халаты заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки, медведи берлоги и норы укромные облюбовали. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.

А. Озаглавьте текст.

Б. Определите тему текста.

В. Определите основную мысль.

Г. Укажите тип (повествование, описание, рассуждение).

22. Прочитайте пословицу, письменно объясните ее смысл.

Чужбину хвали, а на Родине живи.

23. Прочитайте пословицу, письменно объясните ее смысл.

Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.





3 четверть.
Домашняя работа на 8 февраля 2021 года.
1. Выучить ударения в словах. Орфоэпические нормы.
Свёкла, звонИт, звонЯт, звонИшь, вручИт, включИт, аэропОрты, бАнты, шАрфы, тОрты, водопровОд, каталОг, квартАл, цепОчка, сирОты (мн.ч), жалюзИ, Иксов.
2. Выучить грамматические нормы (мн.ч.Род.падежа)
БухгАлтеры, вЫговоры, договОры, инженЕры, мЕсяцы, пОлисы, пОчерки, трЕнеры, шофёры; директорА,докторА,паспортА, поварА, якорЯ, сторожА, векселЯ.
3. Выучить грамматические нормы (мн.ч. Род.падежа)
Абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, патиссонов, помидоров, томатов; дынь, слив, яблок, бахил, ботинок, бутс, брюк, валенок, гетр, погон, сапог, тапок, туфель, чулок, гольфов, джинсов, носков, рельсов.


1 четверть.
Тема 
Суффиксы субъективной оценки как изобразительное средство. Особенности употребления слов с данными суффиксами в фольклоре и художественных произведениях.
Суффиксы субъективной окраски
служат для образования форм имен существительных, качественных
прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной 

окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. 

Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательно,сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального 

уменьшения или увеличения). Такие суффиксы образуют не новые однокоренные слова, а формы слова.
Суффиксы имен существительных: 
1) уменьшительно – ласкательные:
-ец (братец, морозец),
-ик (билетик, букетик),
-чик (карманчик,моторчик),
-ок (дружок, петушок),
-иц-а (водица, лужица),
 -к-а (головка, ночка),
-инк-а (пылинка, росинка),
-очк-а (звездочка, мордочка),
-ушк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюшка, волюшка, полюшко),
-ышк-о (гнездышко, стеклышко),
-очен, -ечк-о, -ушек, -ымек (листочек, словечко, воробушек, колышек) 
-ишк-а, -ишк-о (шалунишка, землишка, городишко, житьишко),
-оньк-а (-еньк-а) (березонъка, дороженька),
2) увеличительно-неодобрительное значение:
-онк-а (енк-а) (книжонка, лошаденка),
-ашк-а (старикашка, мордашка),
 -ин-а (домина,уродина),
 -ищ-а (голосище, бородища),
 -очен, -ечк-о, -ушек, -ымек (листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.
Суффиксы имен прилагательных: 
-еньк-ий (-оньк-ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький),
 -ёхоньк-ий (-охоньк-ий,-ёшеньм-ий (-ошеныг-ий) (смирнехонький, горькохонъкий, скорёшенькай,легошенький).
В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами 
прилагательными, встречаются слова  с соответствующими суффиксами. 
Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, 
вприпрыжечку; раненько, помаленьку, близехонъко и т. д.

Слова с суффиксами субъективной оценки широко используются в фольклорных произведениях: русских народных песнях, сказках, былинах. Не дорогу, а дороженьку воспевает народ в своих грустных песнях, не березняк, а березнячок. Как мягко и поэтично звучат эти слова: буйная головушка, красное солнышко, платочек шелковенький, подушечки пуховые, питьице медвяное, царские палатушки, тайные словечушки. Это изобразительные эпитеты.
 Однако следует отметить, что в связи с особенностями жанра наиболее часто в лирических песнях употребляются эпитеты выразительные: «родной батюшка», «родная матушка», «дорогие подруженьки», «миленький дружочек», «соколик ясный», «голубчик мой», «моя радость», «лапушка-голубчик», «лебедушка-касатушка».
Примеры:

Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные! Вы кусты ль, мои кусточки, кустики ракитовы!

В былинах можно обнаружить обилие форм с суффиксами субъективно - эмоциональной оценки:
Идолище поганое, коровище обжористо (Илья Муромец и Идолище)

Закатилось красное солнышко
За горушки высокие; за моря широкие…( Илья Муромец и Калин – царь)

Кобылка у ратая соловая,
Сошка у ратая кленовая,
Гужики у ратая шелковые. (Вольга и Микула Селянинович)

А.С.Пушкин, следуя народной традиции, в своих сказках также использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Н. А. Некрасов с помощью этих форм изображает горькие переживания Орины, матери солдатской, потерявшей сына:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
И погас, он, словно свечечка,
 Восковая, предыконная...

Умело использует слова с суффиксами субъективно-эмоциональной оценки
М. Е. Салтыков-Щедрин для характеристики лицемера Иудушки Головлева. Его речь неискренна, слащава:
Кому нехорошо, а нам и горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимопцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить...
Лицемер Иудушка поучает своих ближних жить праведно: А именьице-то какое было: кругленькое, пречудесное именьице! Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку...

Поэт И. Северянин с помощью форм субъективной оценки передает особенности детской речи:
В парке плакала девочка:
- Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
Переломана лапочка.
Я возьму птичку бедную
И в платочек укутаю...

Таким образом, из приведенных примеров видно, что авторы используют слова с суффиксами субъективной оценки, чтобы передать свое (авторское) отношение к героям и их поступкам, выразить  различные оттенки чувств, а также оценить  величину существа или предмета.
Также слова с указанными суффиксами придают речи русский колорит, напевность (особенно в фольклорных произведениях).
Как видим, слова с суффиксами субъективной оценки, активно используемые авторами в произведениях художественной литературы, выполняют разные функции в зависимости от тех задач, которые ставит автор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий